Постоянная забывчивость и рассеянность

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь. Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Классификация

Рассеянностью называют состояние, характеризующееся невнимательностью, забывчивостью, постоянно сопровождающими человека.

Психологи отмечают наличие трех видов невнимательности.

  1. Порхающее внимание. Характерна недостаточная концентрация внимания, легкая переключаемость с одного дела на другое. Нередко такое тип невнимательности встречается у детей дошкольного возраста. Также он может наступать при сильной усталости, в результате бессонницы, при однообразной работе или сильной головной боли.
  2. Профессорская рассеянность. Присутствует серьезная концентрация на одном конкретном деле. Такая сосредоточенность встречается у профессоров или ученых, зацикленных на своих мыслях. Не стоит забывать о том, что многие великие личности являлись рассеянными, так как были сосредоточенными на своем открытии или творчестве. Также встречается у индивидов, которые поглощены сверх идеей, зациклены на идее фикс.
  3. Слабая концентрация. Характерно еще большее ослабление переключаемости. Встречается у людей с пониженной активностью нервных процессов. Зачастую имеет место старческая рассеянность.

Рассматривает и такие типы рассеянности.

  1. Недостаточная концентрация. Характерно снижение способности к запоминанию услышанного или увиденного. Встречается у людей, остро реагирующих на различные условия. Например, является последствием недосыпа, сильных волнений, усталости.
  2. Ригидность. Заторможенность, медлительность, которой присущи трудности с переключением с темы на тему. Встречается у пациентов с эпилептическим синдромом, гебефренией, состоянием гипомании.
  3. Неустойчивое внимание скачкообразного характера. Отмечаются постоянные перескакивания с темы на тему, что приводит к рассеянности и забывчивости. Встречается у детей с синдромом дефицита внимания.

Простые методы улучшения памяти

Плохое настроение — что делать и почему это происходит

Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память:

  • Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин;
  • Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается;
  • Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью;
  • Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу.

Девушка читает на природе

Постоянная забывчивость и рассеянность

Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга:

  • Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации;
  • «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться;
  • Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни;
  • Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку;
  • Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера.

Упражнения могут выполнять взрослые и молодые люди. Для детей желательно превратить их в игру, например, предложить ребенку с закрытыми глазами съесть яблоко, вместе выучить стишок.

Обратите внимание! Иногда человек не может запомнить что-либо не потому, что у него плохая память, а потому, что это ему не интересно. Нужно вспомнить, как запоминается информация, связанная с любимым занятием. Если в голове сразу всплывет множество терминов, фраз и тонкостей, серьезных проблем с памятью нет. Это также касается детей: маленький ребенок не будет делать то, что ему не нравится.

Плохая память лечится и далеко не всегда для этого нужны лекарственные препараты или тайные техники тибетских монахов.

Как правило, достаточно слегка скорректировать жизнь и лечение не станет необходимостью. Ниже представлен перечень простых, но действенных методов, которые помогут остановить процесс ухудшения памяти.

  • Внимательность. Каждый день нужно осознанно проявлять внимательность и учиться концентрироваться на одном процессе. Делать одновременно несколько дел, не очень хорошая идея. Чаще всего, вы не запоминаете что-либо потому, что недостаточно сосредоточились в нужный момент.
  • Логические связи. Игра в ассоциации и логические связи. Новая информация, любым способом связанная с ранее усвоенной запоминается в разы быстрее. Тренируйте образное мышление.
  • Физические упражнения для тела. Не секрет, что активный образ жизни улучшает память человека. Это обусловлено тем, что во время движения мозг насыщается кислородом. Старайтесь делать физические упражнения, т.к. они помогают бороться со стрессом, негативно влияющий на работоспособность мозга.
  • Обратитесь к доктору. Конечно, это не говорит о том, что вам нужно лечение. Тем не менее, консультация и диагностика никогда не бывает лишней. К тому же, доктор способен определить, что– серьезное нарушение или простая невнимательность послужила причиной ухудшения памяти. Также на приеме специалист расскажет, что делать. Помните, что самостоятельное лечение – может привести к плохим последствиям.
Предлагаем ознакомиться  Цикламен в горшке: уход, пересадка и размножение в домашних условиях

Следите за своим образом жизни, исключите возможные причины ухудшения, будьте активными и любознательными.

Все это убережет вас от всевозможных проблем. Но, если вы начали забывать простые вещи, есть затруднения с приготовлением еды, т.к. забыли рецепт или испытываете сложность вспомнить дорогу в знакомое место – откладывайте визит к врачу не стоит. Своевременное лечение способно остановить разрушительные процессы. После проведения диагностики, врач подскажет, что делать конкретно в вашей ситуации.

Ухудшение памяти отражается на трудовой сфере, в личной жизни человека. Память – место хранения образов, помогающих в восприятии и реагировании. Дисмнезия – ухудшение памяти. Часто сопровождается снижением концентрации внимания. Узнайте из статьи причины феномена.

Причины

Снижение памяти происходит с возрастом, но это не значит, что подобное не случается у молодых людей.

Популярная в последнее время причина ухудшения когнитивных способностей – информационная перегрузка. Каждый человек ежедневно анализирует большой объем информации, особому риску подвержены ученики и педагоги, «работники ума».

Постоянная забывчивость и рассеянность

При ежедневных больших объемах данных постепенно мозг начинает поверхностно воспринимать информацию и рассеивать внимание, не концентрируясь на одном объекте. Поверхностное восприятие не дает материалу надолго задерживаться в памяти.

Кроме того, функциональные нарушения возникают на фоне:

  • органических, механических поражений головного мозга, ухудшения кровоснабжения;
  • вирусных и бактериальных заболеваний;
  • химической зависимости, побочных реакций на прием медикаментов или их неправильного подбора;
  • нездорового образа жизни, гиподинамии, вредных привычек, переедания;
  • стресса, депрессии, беспокойства;
  • астенического синдрома;
  • тревожного расстройства;
  • усталости, истощения;
  • нарушенного режима сна;
  • гормонального сбоя;
  • болезней, внутренних нарушений других систем, например, пищеварительной, сердечно-сосудистой;
  • смены привычного образа жизни, психотравмирующей ситуации.

Если вы не можете вспомнить какое-то слово или дату, имя нового знакомого, то это еще не говорит о патологии. Вероятно, это последствие усталости или избирательности памяти.

Избирательность – естественное свойство памяти. Мы забываем то, что для нас не имеет ценности, значимости или вызывает неприятные эмоции. Да, иногда это бывают и важные рабочие моменты, если те не представляют субъективного интереса.

То же происходит с вниманием. Мы легко замечаем и анализируем то, что нам интересно. Не удивительно снижение концентрации при необходимости составить отчет на работе, несколько часов повозиться с цифрами. Подумайте, что именно натолкнуло вас на мысли об ухудшении памяти и внимания. Может быть, что-то утратило для вас ценность?

Забывчивость

Стоит заподозрить патологию, если вы не помните событие прошедшего дня, но с точностью до деталей описываете случай трехгодовалой давности. Или если вы не можете воспроизвести только что озвученную вам информацию. В этих случаях обратитесь к неврологу. В остальных же случаях речь идее о забывчивости, вызванной переутомлением.

Забывчивость не имеет ничего общего с медициной. Забывчивость бывает чертой характера или возникает при определенных условиях. Это не самостоятельный диагноз, но стоит обратить внимание на возможные причины забывчивости: стрессы, хроническая усталость, неправильное питание, недосыпы.

Лечение

Неврологические нарушения лечатся медикаментозно после полного обследования на диагностическом оборудовании.

Постоянная забывчивость и рассеянность

Что касается ухудшения внимания и памяти на фоне усталости, то предлагаю поработать с упражнениями:

  1. Попробуйте выполнить привычное задание с закрытыми глазами. Постарайтесь передвигаться по комнате в темноте. Не забывайте про осторожность, подстрахуйте себя палочкой или помощником.
  2. Если вы правша, попробуйте писать, чистить зубы левой рукой. Если левша – правой.
  3. Познакомьтесь с мнемотехникой. Мнемоника – наука о способах запоминания информации.
  4. Возьмите абстрактное понятие, например «любовь». Придумайте как можно больше вариантов его визуализации с помощью слов или прикосновений.
  5. Играйте в ассоциации. Запишите любое слово, подберите к нему ассоциативный ряд.
  6. Составляйте списки, планы, таблицы. Но не злоупотребляйте ими. Опирайтесь на них, но старайтесь все вспомнить самостоятельно.

Кроме того, полезно играть в шахматы, шашки, заучивать стихи, прозу, разгадывать кроссворды, логические задачи. Купите сборник головоломок и развивайте память.

Положительный результат оказывает чтение статей, научно-популярной литературы. Начните изучать новую интересную вам тему или иностранный язык. Отдавайте предпочтение печатным изданиям. Старайтесь меньше смотреть телевизор или работать за компьютером.

Избавьтесь от привычки торопиться, хвататься сразу за несколько дел. Иначе вас постоянно будет преследовать ощущение тревоги, мысли о том, что вы что-то забыли. В итоге забывчивость станет реальной.

Вы знаете, где сейчас лежит расческа или ключи? Старайтесь сделать даже такие повседневные мелочи осознанными.

Профилактика

Не забывайте про здоровый и полноценный сон. Во время отдыха перезагружаются и восстанавливаются все системы организма. Полученная за день информация перерабатывается и сортируется.

Физические нагрузки стимулируют кровообращение, насыщают мозг кислородом, что обеспечивает его нормальное функционирование. Ежедневно гуляйте, выполняйте посильные упражнения, делайте разминку. По возможности больше ходите пешком, заменяйте езду на транспорте прогулками.

Не забывайте проветривать помещение, делать дыхательные упражнения. Хорошее кровоснабжение мозга, достаточный объем кислорода важны для нормальной работы памяти и внимания.

Возможные причины

Девушка в задумчивости

К рассеянности могут приводить тревожные мысли, постоянные волнения

Давайте рассмотрим, при наличии каких факторов человек может стать рассеянным:

  • наличие монотонной однообразной работы;
  • сильная усталость;
  • длительные головные боли;
  • результат одновременного выполнения нескольких дел;
  • наличие психических недугов, например шизофрении;
  • тревожное расстройство, состояние депрессии;
  • органическое поражение головного мозга;
  • последствие бессонницы, хронического недосыпания;
  • результат умственного или физического переутомления;
  • изменения с возрастом — у людей старше 70 лет значительно снижается способность концентрирования своего внимания, что приводит к рассеянности;
  • наличие сильнейшего волнения также может приводить к невнимательности;
  • наличие патологии в организме, а именно: атеросклероз, гипертензия, остеохондроз, гидроцефалия, деменция сосудистого характера, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, вегетососудистая дистония, железодефицитная анемия;
  • внезапный отвлекающий фактор, при выполнении автоматического действия также может приводить к рассеянности. Например, в ситуации, когда женщина чистит картошку, ее отвлекает телефонный звонок, и она машинально бросает очищенный клубень в мусорное ведро, а шкурку — в кастрюлю.

К какому врачу обратиться, если все забывается

Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Если провалы в памяти часто тревожат, а упражнения, питание и здоровый сон не помогают, необходимо обратиться в больницу. Лечение плохой памяти, рассеянности и забывчивости может назначить только специалист.

Прием у врача

Сначала нужно обратиться к лечащему врачу или терапевту по месту жительства. Перед началом лечения врач должен назначить обследование у таких специалистов:

  • невропатолог;
  • невролог;
  • психиатр;
  • психолог;
  • физиотерапевт;
  • гериатр (по необходимости), специализируется на возрастных заболеваниях у пожилых людей.

Хорошая память делает человека уверенным и продуктивным, в тот момент как её отсутствие тормозит и ограничивает действия. Забывая что-либо сделать, человек может подводить своих коллег, спровоцировать проблемы на работе. Простая забывчивость – это еще не серьезная болезнь, но к своей памяти нужно относиться серьезно и при любых подозрениях обращаться за медицинской помощью. В пожилом возрасте необходимо проходить обследования каждый год.

Предлагаем ознакомиться  Содержание индоуток зимой: кормление, уход и выгул мускусных уток

Диагностика

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете. При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

Женщина на МРТ

Для диагностики причин, повлиявших на возникновение рассеянности, могут назначать МРТ

При наличии рассеянности могут назначить следующие исследования:

  • первоначально пациенту рекомендуется пройти осмотр невролога, на котором врач оценивает состояние функционирования мелкой моторики, исключает наличие или отсутствие неврологической симптоматики;
  • проведение нейропсихологического теста с целью оценивания уровня интеллектуальных способностей, внимания и работоспособности;
  • генетический анализ;
  • биохимия крови с целью определения уровня глюкозы, магния, железа, свинца;
  • ультразвуковое исследование сосудов головного мозга с применением допплерографии;
  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография с ВП.

При появлении повышенной возбудимости нервной системы стоит обратиться за консультацией к врачу. Специалист соберет анамнез, назначит определенные исследования с целью точного выявления истинной причины возникшего состояния. Так могут быть назначены:

  • измерение показателей температуры, частоты дыхания, давления, пульса;
  • МРТ;
  • анализ крови и клиника мочи;
  • биохимия крови;
  • обследование щитовидки с последующей консультации эндокринолога;
  • пункция спинномозговой жидкости;
  • рентген головы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Мужчина чешет свой затылок

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих эпилепсией, гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений (атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность и др.);
  2. Опухолевые процессы, гидроцефалия;
  3. Болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция;
  4. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  5. Головные боли различного происхождения (мигрень, артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дистония, анемии);
  6. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  7. Гипоксия;
  8. Генетический фактор;
  9. Нарушение метаболических процессов (сахарный диабет);
  10. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

https://youtu.be/p8SEzr4DdBU

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр.

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Постоянная забывчивость и рассеянность

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ (церебрастеническая форма, неврозоподобная или сочетанная).

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
Предлагаем ознакомиться  Как замешивать жидкое стекло

Кроме этого, для диагностики СДВГ применяется широкий спектр лабораторных и инструментальных методов исследования:

  • Биохимический анализ крови (сахар, микроэлементы – железо, магний и свинец – в обязательном порядке), изучение обмена дофамина;
  • Генетический анализ;
  • УЗИ сосудов головы с допплером;
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение

К лечению СДВГ подходят комплексно, включая в программу:

  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем.

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь, если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны. Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, ноотропы и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Рассеянный человек может и не нуждаться в медикаментозной терапии. Иногда достаточно соблюдения определенных рекомендаций для того, чтобы наладился процесс концентрации внимания. Однако, при определенных состояниях могут назначаться и медикаменты, среди которых отмечают:

  • Пирацетам — с целью улучшения мозговой деятельности;
  • Глицин — благоприятно воздействует на нервную систему и повышает работоспособность;
  • Биотредин — улучшает когнитивные функции, улучшает память, повышает внимательность;
  • Фенибут — воздействует на улучшение процесса кровообращения в мозге, тем самым повышая качество умственной деятельности и памяти.

Могут применяться и физиопроцедуры, а именно:

  • ингаляция;
  • лазерная терапия;
  • УФО;
  • магнитотерапия.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Постоянная забывчивость и рассеянность

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Что делать, если снизилась концентрация внимания? Симптомы, причины и 11 советов

Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей.

В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Андреа Гарсия Сердан расскажет вам всё о проблемах с концентрацией: что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также вы получите 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.

Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом.

Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.

Концентрация – это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Постоянная забывчивость и рассеянность

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания – это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Предлагаю вашему вниманию рекомендации касательно того, как бороться с рассеянностью.

  1. Делайте в работе небольшие паузы, передышки для осознания проделанного и понимания того, что предстоит еще сделать. Перед тем, как приступать к новому заданию, обязательно продумайте его выполнение, составьте мысленный план.
  2. Старайтесь концентрироваться на своем деле. Нередко забывчивость является последствием отсутствия концентрации. Например, когда при выполнении одного задания все мысли заполнены другим делом.
  3. Старайтесь не откладывать дела на «потом», даже если они кажутся малозначительными, занимающими немного времени. Таким образом, вы затягивайте их выполнение, что только усиливает рассеянность.
  4. Можно использовать визуальные напоминалки. Выберите несколько предметов, которые будут напоминать о конкретных делах. Держите их под рукой, чтоб они всегда были на виду, напоминали о том, что нужно сделать.
  5. Используйте сознательные ассоциации. Можно придумывать взаимосвязь между делом и обстановкой, важным заданием и предметом. Оказавшись в загаданном месте, вы сможете сразу вспомнить о задуманном.
  6. Старайтесь избавляться от всевозможного хлама. Это касается рабочего стола, как на работе, так и дома, ведь нередко именно хаос приводит к рассеянности внимания. Стоит позаботиться и об упорядочивании рабочего стола на компьютере.
  7. Определите для себя приоритеты, сконцентрируйтесь на одном объекте или выполнении одного задания. Нужно понимать, что практически никому не удается одновременно выполнять два и больше дел.
  8. Решайте проблемы по мере их поступления, не придумывайте себе сложности до того, как они произойдут.

Причины потери концентрации внимания у человека

Теперь вы знаете, по каким причинам у взрослых может наблюдаться невнимательность и рассеянность. Важно понимать, что в определенных ситуациях может иметь место патология. Поэтому, если у вас присутствуют и другие подозрительные симптомы, то лучше не затягивать, своевременно обращаться за помощью к специалисту, проходить диагностику, при выявлении какого-либо недуга начинать соответствующее лечение.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия.

Оцените статью
Огородные работы
Adblock detector